Вопрос 1. Имеют ли право подростки, не достигшие совершеннолетия, состоять в политических партиях или примыкать к неформальным политическим движениям?
Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»).
Ответственность за примыкание к политическим партиям, разделению их взглядов, законодательством не предусмотрена, если при этом не совершаются противоправные деяния, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовным Кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ).
Вопрос 2. Имеют ли подростки право публично выражать свою политическую и гражданскую позицию? В каких формах?
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации без возрастных ограничений собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» (далее – ФЗ № 54) устанавливает, что осуществление этих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.
Одной из форм выражения политической и гражданской позиции является проведение публичного мероприятия.
Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целями публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных ФЗ № 54 форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование, акция), направленных на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Данные мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.
Согласно статье 4 ФЗ № 54 для организации публичного мероприятия требуется оповещение возможных участников публичного мероприятия, и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Если организатором публичного мероприятия не было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, указанное мероприятия будет считаться несогласованным (несанкционированным).
Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Согласно статьям 13 - 15 Конвенции о правах ребенка дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Согласно статьи 13 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 54 несовершеннолетние достигшие возраста 16 лет могут быть организатором публичного мероприятия в форме митингов и собраний, а форме демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин, достигший возраста 18 лет.
Согласно положениям Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» молодежные и детские объединения имеют право:
готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;
вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждении проектов государственных программ Российской Федерации, включающих мероприятия в сфере молодежной политики.
Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.
Вопрос 3. Разрешено ли законом участие подростков в согласованных с властями публичных акциях: пикетах, митингах, шествиях?
Согласно положениям статьи 6 ФЗ № 54 участниками публичного мероприятия признаются граждане (без возрастных ограничений), члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Участники согласованных публичных мероприятий в соответствие с частями 3 и 4 статьи 6 ФЗ № 54 обязаны: выполнять законные требования организатора и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок, требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения; при этом запрещается: скрывать свое лицо, иметь при себе оружие, находится в состоянии опьянения.
Вопрос 4. Имеют ли подростки право участвовать в несогласованных с властями публичных акциях, в том числе мирных?
Не имеют. Российское законодательство предусматривает проведение только согласованных публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, акций).
Вопрос 5. Есть ли у подростков право открыто высказывать свою политическую волю и гражданскую позицию в социальных сетях, записывать видео на политические, острые социальные темы?
Согласно положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно положениям статьи 13 Конвенции о правах ребенка:
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: для уважения прав и репутации других лиц; или для охраны государственной безопасности, или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения
Статьей 10.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149) определены особенности распространения информации в социальных сетях:
не допускать использование сайта и (или) страницы в сети "Интернет", в целях распространения материалов, содержащих публичные прихывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
Вопрос 6.Могут ли подростки публично заявлять, что осуждают действия высокопоставленных чиновников и политиков? Могут ли говорить о том, что поддерживают оппозиционеров?
Могут, не нарушая норм статьи 15.1 ФЗ № 149.
За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 20.3.1 КоАП РФ, частью 3 статьи 20.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Вопрос 7. Какие формы выражения политической и гражданской позиции запрещены для подростков? Какие законы их запрещают?
В соответствии с положениями части 1 статьи 5 ФЗ № 54 несовершеннолетние не достигшие возраста 16 лет не могут быть организаторами публичного мероприятия в форме митингов и собраний, а форме демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин, не достигший возраста 18 лет.
Вопрос 8. Какая ответственность предусмотрена для подростков и родителей за нарушение этих запретов? Могут ли ребенка изъять из семьи?
За нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена административная ответственность, предусмотренная часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Частями 1, 6.1 и 7 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организаторов публичного мероприятия.
Частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти, либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка.
В случае, если родитель способствует участию несовершеннолетнего в несанкционированном публичном мероприятии к нему могут применены санкции, предусмотренные частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 77 Семейного Кодекса Российской Федерации отобрание ребенка у родителей возможно только при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Вопрос 9. Могут ли подростка поставить на профилактический учет из-за участия в публичных акциях или постов социальных сетях, видео о политике, социальных проблемах?
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее –ФЗ №120) поставить на профилактический учет могут поставить за совершение административного правонарушения, уголовного преступления. Сам факт участия в публичных акциях, выкладывание постов в социальных сетях, видео о политике, социальных проблемах, не нарушающих положений административного и уголовного законодательства, не является основанием для постановки на профилактический учет.
Вопрос 10. Имеют ли учебные заведения право запрещать подросткам участвовать в публичных акциях или публиковать посты, видео о политике, социальных проблемах? Вправе ли образовательные организации угрожать отчислением за такие действия?
Правоотношения между образовательной организацией, несовершеннолетним и законным представителем регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
В соответствии со статьями 3 и 9 ФЗ № 273 обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального образования) могут проводить во внеучебное время санкционированные собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов.
В соответствии со статьей 43 ФЗ № 273 к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность), только за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Вопрос 11. Что должны сделать сотрудники образовательных организаций, если узнают, что подросток участвует в публичных акциях, делает посты в социальных сетях о политике и социальных проблемах? Является ли это критерием неблагополучия? Существует ли какая-то база таких подростков?
В случае, если сотрудникам образовательной организации стали известны факты участия, обучающегося в несогласованных публичных мероприятиях, размещенных постах в социальных сетях о политике и социальных проблемах с нарушением законодательства, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьей 9 ФЗ № 120, они обязаны сообщить о данном факте в органы внутренних дел, как о факте административного правонарушения.
Критерии неблагополучия определены статьей 5 ФЗ № 120, постановлением Правительства Пермского края от 26 ноября 2018 г. № 736-п. Такой критерий как «участие в публичных акциях, выкладывание постов о политике и социальных проблемах» отсутствует.
В перечне информационных систем Аппарата Правительства Пермского края, утвержденного приказом Аппарата Правительства Пермского края от 25 декабря 2015 г. № СЭД-01-40-99 соответствующая база данных отсутствует.
Вопрос 12. Может ли участие в публичных акциях, размещение постов и видео в социальных сетях, негативно сказаться на будущем подростка? Например, усложнить его трудоустройство?
Выражение активной гражданской позиции, не нарушающее законодательство Российской Федерации, на будущем подростков не отразится и не может повлечь за собой любые формы дискриминации.
Например, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.